В соответствии с изменением № 3 к ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта" светопропускание ветровых стекол автотранспорта должно быть не менее 75%, стекол передних дверей - не менее 70%, прочих стекол - не нормируется. Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
Немного философии... Даже некоторые новые лобовые стекла автомобиля поглощают 15-20% светового потока, а затертое щетками и дорожной пылью - выше 20%,следовательно они практически не имеют запаса по тонировке. Теоретически лобовое стекло можно было бы затонировать, пропускающим 90 % света ,но на вид абсолютно прозрачная пленка может использоваться только для укрепления, причем тонировка даже самыми светлыми пленками законным требованиям не удовлетворяет.
В общем:
- любая тонировка лобового стекла незаконна
- любая тонировка стекол передних дверей незаконна (это вопрос спорный)
- тонировка стекол задних дверей и заднего стекла законна любой пленкой
Примечания:
1. На лобовом стекле можно сделать затемняющую полосу в верхней части стекла шириной не более 15 сантиметров.
2. Основываясь на документах допускается иметь полностью затемненное заднее стекло, при одном условии, что автомобиль или иное автотранспортное средство оборудовано зеркалами заднего вида с обоих бортов (как справа, так и слева).
3. Допускается самостоятельно тонировать стекла автомобиля как напылением, так и с помощью оклейки стекла пленками как снаружи, так и внутри салона(Постановление № 353 в дополнение к ГОСТу)
4. Зеркальная тонировка прямо не запрещена ГОСТ-ом, но привлекает внимание инспекторов ГИБДД, поскольку в приложении к ПДД по допуску т\с п 7.3, запрещается использование зеркальных стекол.
Методика проверки стекол на затемненность также изложена в ГОСТе, и для ее проведения в ГИБДД используются специальные приборы(например Блик), комплектность прибора дополняют оригиналы документов: сертификат, свидетельство о проверке и методика проведения замеров данным прибором.
Хочу отметить, что сотрудники ГИБДД могут проверять светопропускание стекол только при постановке автомобиля на учет, прохождении техосмотра или на стационарном посту, и только при наличии документов на прибор, проверенного и опечатанного. Еще играет не маловажную роль методика проведения замеров, вот основные моменты:
- делать замер необходимо в трех точках, протерев стекло начисто (выбор точек производится по методике прилагаемой к прибору)
- перед замером вам должны показать результат калибровки (он должен быть равен 0)
- есть понимание "нормальные условия" (в частности ночью делать замер нельзя или в дождь)
- замер производить может только инспектор тех надзора (это специально обученный человек,согласно приказу МВД РФ №1240)
Только при этих условиях водителя могут наказать предупреждением или штрафом 100 рублей 12.5 ч. 1 КОАП (осенью 2010 года штраф будет 500 рублей), а также отказать в выдаче талона тех осмотра. Избежать наказания можно многими способами, например опустив передние стекла (требовать поднять стекла инспектор не может, если у него нет доказательств, что они затонированны) и вообще вы имеете право не подчиняться незаконным требованиям инспектора, в частности:
- замеры делает человек не обученный (узнать просто, в удостоверении написано "... Инспектор технического надзора ГИБДД")
- не показали калибровку
- не очистили стекло
- сделали замер в одной точке
- излучатель и приемник не правильно расположен (излучатель ставится снаружи, а приемник соответственно внутри)
Нормативные документы:
1. ПДД:
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
7. Прочие элементы конструкции
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
2. ГОСТ 5727-88:
"Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия"
"Светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол - не менее 70%". И поправка, внесенная в 1992 году,"стекла, не влияющие на обзор водителя, могут иметь светопропускание менее 70%, при этом нижний предел не ограничен. При наличии исправных боковых зеркал, стекла задней полусферы автомобиля могут иметь любое светопропускание".
2.1 Изменение N2 к ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта"
- принято Госстандартом РФ , в соответствии с ним допускается светопропускание задних и боковых стекол (кроме стекол передних дверей) до 60% против 70% ранее. Для ветровых и передних боковых стекол остаются старые требования — не менее 75% и 70% соответственно. Изменения вступили в силу 1 июля 1999 года.
2.2 ИЗМЕНЕНИЕ N 3 к ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия"
Дата введения 2002-01-01
ПРИНЯТО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27.08.2001 N 353-ст Заменить код: ОКП 59 2300 на ОКП 59 2320, 59 2330.
Вводную часть дополнить абзацем:
"Требования по безопасности, изложенные в пп.2.2.1; 2.2.3-2.2.6; 2.2.7.3-2.2.7.10; 2.2.8.1; 2.2.8.2 и разд.3 настоящего стандарта, являются обязательными для группы однородной продукции "стекло безопасное для наземного транспорта" и подлежат включению во все виды документации, по которой она изготавливается".
Пункт 2.2.4 изложить в новой редакции:
"2.2.4. Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:
75% - для ветровых стекол;
70% - для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное поле обзора П, определяющее переднюю обзорность (см. черт.1а).
http://sklad-zakonov.narod.ru/gost/G5727-88.htm<\/u><\/a>
Черт.1а
Расположение нормативных зон А и В переднего окна и нормативного поля обзора П
зоны тонировки:
1 - граница прозрачной части левого бокового окна
2 - левая боковая стойка переднего окна
3 - контур очистки переднего окна
4 - граница нормативной зоны А
5 - граница нормативной зоны В
6 - граница прозрачной части переднего окна
7 - правая боковая стойка переднего окна
8 - граница прозрачной части правого бокового окна
9 - следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
Светопропускание прочих не ветровых стекол не нормируется.
Стекла со светопропусканием менее 70% дополнительно маркируются знаком V. Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов".
Пункты 4.2, 4.6*. Заменить ссылку: ГОСТ 7502-80 на ГОСТ 7502-98.
Пункт 4.9.1*. Заменить ссылку: ГОСТ 7338-77 на ГОСТ 7338-90.
Приложение 2 дополнить терминами и пояснениями:
Наименование термина Пояснения "Нормативные зоны А и В переднего окна" - условные зоны на наружной поверхности стекла автомобильного транспортного средства (АТС). Размеры нормативных зон А и В установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны В непосредственно перед водителем
"Нормативное поле П" - условное поле передней обзорности в 180-градусном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля.
"Передняя обзорность" - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180° в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуются размерами и расположением нормативных зон А и В переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и В, нормативным полем обзора П, не просматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также не просматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
3. КоАП:
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 6 настоящей статьи, влечет вынесение предупреждения или штраф 100 рублей.
4. Приказ МВД РФ №1240 от 7 декабря 2000 г, которым утверждено Наставление по техническому надзору ГИБДД допускает контроль за техническим состоянием транспортных средств при соблюдении определенных условий и требований:
Во-первых, такой контроль может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств. (п.16.1 Приказа)
Во-вторых, основанием для остановки ТС и проведения контроля его технического состояния, является (п.16.2 Приказа):
— отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра
— наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований Правил дорожного движения Российской Федерации государственных регистрационных знаков, а равно их отсутствие
— наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.